Владимир Ефимов: «Системная работа по стимулированию развития АПК привела к кардинальным переменам»

image_pdfimage_print

«Агропромышленный комплекс сейчас – это динамично растущая отрасль и мощный двигатель экономического развития не только нашего региона, но и всей страны. 30 лет назад, в период создания Волгоградской областной Думы, ситуация была совершенно иной, – подчеркнул председатель парламентского комитета по аграрной политике и земельным отношениям Владимир Ефимов, анализируя прошедший региональным заксобранием путь. – Практически все 90-е годы в России проводилась импортоориентированная политика. Как следствие, даже продукты первой необходимости страна закупала за рубежом, а наше сельское хозяйство, брошенное на произвол судьбы, столкнулось с серьезными проблемами. И только смена государственного курса – системная работа по стимулированию развития АПК, в том числе на законодательном уровне – позволила добиться кардинальных позитивных перемен».

«В депутатском корпусе первых созывов Волгоградской областной Думы было немало профессиональных аграриев: опытных руководителей крупных хозяйств, действующих и бывших глав сельских районов, которые всей душой радели за возрождение нашей деревни и сельхозпроизводства, – отметил Владимир Ефимов. – Для того, чтобы создать правовые механизмы стабилизации и подъема аграрной отрасли, в облдуме был образован профильный комитет. В конце 90-х – начале «нулевых» региональным парламентом были утверждены первые меры господдержки сельхозтоваропроизводителей, среди них – льготное кредитование и налогообложение, предоставление бюджетных ссуд, дотаций и субсидий. В этот же период были заложены основы земельного законодательства, установлен порядок оборота земель, пользования участками на правах аренды. Чуть позже принят закон о привлечении молодых кадров на село.

Полновесный закон «О государственной поддержке агропромышленного производства в Волгоградской области» увидел свет после продолжительной разработки и всестороннего обсуждения в 2005 году. Также в этот период утверждались объемные целевые программы развития регионального АПК и социальной инфраструктуры села. Однако, к сожалению, далеко не все благие начинания тогда удалось реализовать из-за ограниченности финансирования.

Современный этап развития сельского хозяйства Волгоградской области начался в 2014 году – активно приступивший к работе губернатор Андрей Бочаров
включил поддержку АПК в перечень стратегических приоритетов деятельности областных властей. При новом главе региона существенно выросли поступления из федерального центра. Если раньше софинансирование господдержки аграрных проектов осуществлялось в пропорциях 50 на 50, то сейчас по большинству программ 90 процентов приходится на федеральные средства и только 10 процентов – на областной бюджет. Заручившись доверием центральных органов власти, Волгоградская область вошла в десятку лидеров среди субъектов РФ по объемам прямой государственной поддержки аграрной отрасли.

Масштабным преобразованиям способствовали областные законы, нацеленные на привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс и обустройство села. На рабочих совещаниях, «круглых столах», заседаниях Думы широко обсуждались результаты и перспективы АПК Волгоградской области. В том числе – вопросы развития овощеводства и животноводства, использования цифровых технологий в аграрном производстве, участия муниципальных образований региона в национальных проектах и госпрограмме комплексного развития сельских территорий.

Парламентарии совместно с Облкомприроды, надзорными и правоохранительными органами проводили выездные проверки сезонных тепличных хозяйств, работающих на территории области. Предпринимались комплексные меры по пресечению нарушений земельного и природоохранного законодательства, что в итоге привело к позитивным изменениям в этой сфере.

В целях сохранения плодородия земель сельхозназначения был подготовлен ряд предложений по изменениям федерального законодательства. С подачи волгоградских депутатов Южно-Российская Парламентская Ассоциация приняла обращение к Правительству по вопросу совершенствования контроля за оборотом пестицидов и агрохимикатов. Волгоградская областная Дума также внесла в Госдуму законодательную инициативу по регулированию выпаса сельскохозяйственных животных, а также обратилась с предложениями ужесточить контроль использования сельхозугодий и упростить процедуру изъятия у неэффективных собственников таких земель для возвращения их в оборот.

Результатом большой совместной работы стали высокие показатели, достигнутые в последние годы в растениеводстве, животноводстве, мелиорации, также существенно увеличены мощности переработки и хранения сельхозпродукции. Сейчас Волгоградская область находится среди ведущих сельскохозяйственных регионов страны.

Новая стратегия, направленная на господдержку АПК, позволила сохранить положительную динамику в отрасли даже в условиях внешних санкций. Конечно, всё не просто, но мы последовательно избавляемся от импортозависимости и укрепляем свою продовольственную безопасность. Сегодня наше сельское хозяйство производит продукцию, которая по многим направлениям лучше и качественней зарубежной, и потому пользуется спросом не только в России, но и в других странах.

Региональные парламентарии вместе с органами исполнительной власти продолжают совершенствовать правовые механизмы стимулирования отрасли. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для обновления сельхозтехники, строительства новых производств, внедрения современных агротехнологий. Также среди приоритетов – укрепление кадрового потенциала АПК, развитие племенного животноводства, селекции и семеноводства, оптимизация тарифной политики.

Для всего этого большое значение имеет координация действий между сельхозпроизводителями и органами власти на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В Волгоградской области в последние годы такая система выстроена и четко работает, что позволяет привлекать в АПК беспрецедентные средства господдержки и наращивать частные инвестиции. Время подтвердило правильность выбранного курса, губернатором обозначены новые амбициозные цели, достижение которых требует полной концентрации и объединения всех заинтересованных сторон. И многое в этом процессе зависит от регионального законодательного собрания».