В Волгоградской областной Думе обсудили основные направления бюджетной и налоговой политики
Основные направления региональной бюджетной и налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов рассмотрены сегодня на «парламентском часе» в Волгоградской областной Думе.
В заседании приняли участие сенатор РФ от Волгоградской области Сергей Горняков, члены Совета руководителей представительных органов муниципальных образований, представители финансового блока областной администрации, Управления федерального казначейства и УФНС России по Волгоградской области, Волгоградстата, Управления Минюста РФ по Волгоградской области, прокуратуры региона.
С основным докладом выступил первый заместитель губернатора – председатель комитета финансов Волгоградской области Александр Дорждеев. Он обратил внимание на то, что сегодня в бюджетной и налоговой политике региона акценты смещаются с антикризисной повестки на выстраивание долгосрочной стратегии устойчивого развития. Именно такой подход взят за основу при формировании бюджета на предстоящий трехлетний период.
«Несмотря на свою социальную направленность, бюджет региона является бюджетом развития и ориентирован на стимулирование экономического роста, улучшение инфраструктуры, реализацию стратегических проектов и создание новых рабочих мест», — подчеркнул Александр Дорждеев.
Основные направления налоговой политики Волгоградской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов нацелены на сохранение действующих налоговых условий. В регионе продолжится работа по совершенствованию мер налогового стимулирования инвестиционной и экономической активности, оптимизации налоговых льгот и льготных категорий налогоплательщиков, повышению собираемости налоговых доходов в консолидированный бюджет и расширению налогооблагаемой базы и т.д.
Говоря о бюджетной политике региона на ближайшие три года, Александр Дорждеев отметил, что она по-прежнему направлена на выполнение всех социальных обязательств перед жителями и реализацию ключевых проектов и программ развития.
В 2024-2026 годах сохранится приоритетность финансового обеспечения обширного спектра задач в области образования, здравоохранения, социальной политики, культуры, спорта. Предусмотрены средства на увеличение с 1 января 2024 года МРОТ и индексацию зарплаты бюджетникам, обеспечение мер социальной поддержки. Продолжится реализация региональных проектов. Только в 2024 году на эти цели планируется направить 31,9 млрд рублей.
Значительная финансовая поддержка из областного бюджета предусмотрена на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан (ипотечные программы, обеспечение жильем ветеранов и инвалидов, детей-сирот, молодых, многодетных семей, переселение из аварийного жилищного фонда). Получит продолжение работа по формированию комфортной городской среды, благоустройству общественных территорий, содержанию созданной ранее инфраструктуры благоустройства. Бюджетные средства будут также направлены на ремонт и строительство целого ряда объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, коммунального хозяйства. Всего на финансирование сферы строительства и ЖКХ в 2024 год предусмотрено 22,5 млрд рублей.
Приоритетным направлением в среднесрочной перспективе остается реализация мероприятий в сфере дорожного хозяйства и транспортного обслуживания населения. Продолжится строительство и реконструкция крупных дорожных объектов, среди которых третий пусковой комплекс мостового перехода через реку Волга, путепроводные развязки, ремонт улично-дорожной сети в административных центрах муниципальных районов и малых городах, внутриквартальной сети в Волгограде и Волжском.
Для решения неотложных задач в сфере дорожного хозяйства в муниципалитетах с численностью до 300 тысяч человек, начиная с 2024 года в областном бюджете будет ежегодно предусмотрено по 200 млн рублей (в 2023 году — 100 млн рублей). Получит дальнейшее развитие программа модернизации освещения улично-дорожной сети. На эти цели в будущем году муниципальным образованиям планируется выделить 264 млн рублей, еще 65 млн рублей пойдут на создание и развитие систем уличного наружного освещения в 20 поселках на территории Волгограда.
Формирование межбюджетных отношений будет ориентировано на достижение оптимального баланса интересов областного и местных бюджетов. Так, в 2024 году увеличивается объем субсидии на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, в том числе на содержание объектов социальной инфраструктуры, вновь введенных в эксплуатацию; на компенсацию расходов, связанных с ростом оплаты труда муниципальных служащих; на иные расходы. С учетом этого общий объем межбюджетных трансфертов планируется в размере 8,3 млрд рублей.
Получила отражение в проектировках бюджета и 10-летняя программа развития города-героя Волгограда, как центра единой агломерации Волгоградской области, которую 7 сентября на площадке ГДЮЦа представил губернатор Андрей Бочаров. По мнению разработчиков главного финансового документа региона, ее реализация позволит придать импульс для развития всей области и создать условия для дополнительных инвестиций.
«Бюджет Волгоградской области продолжает сохранять устойчивость и сбалансированность. Это результат совместной работы всех участников бюджетного процесса: администрации Волгоградской области, органов местного самоуправления, депутатского корпуса. Необходимо отметить высокий уровень взаимодействия с территориальными управлениями федеральных органов власти – налоговой службы, казначейства России, службы государственной статистики. Пользуясь случаем, благодарю коллег за плодотворную работу и оперативное взаимодействие», — сказал Александр Дорждеев.
Оценку проводимой в регионе бюджетной и налоговой политике дал председатель контрольно-счетной палаты Волгоградской области Александр Носов. Он также отметил концептуальную особенность областного бюджета на 2024-2026 годы – его расходная часть сформирована и представлена в программном формате. Согласно постановлению Правительства РФ №786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» все регионы России, включая Волгоградскую область, переходят на новую систему управления госпрограммами. «В Волгоградской области предусмотрена реализация 26 государственных программ, финансовое обеспечение которых на 2024 год составляет 166 миллиардов рублей — это 93 процента от общего объема расходов регионального бюджета, — сказал Александр Носов. – Что же касается оценки самого бюджета Волгоградской области на будущий год, то могу сказать, что в нем предусмотрены средства не только на первоочередные расходы, но и на развитие региона, улучшение качества жизни нашего населения».
Депутаты смогли задать докладчикам интересующие их вопросы.
«Очень важно, что являясь социально ориентированным, бюджет региона вместе с тем предусматривает ресурсы для реализации важных и значимых для Волгоградской области инфраструктурных проектов, строительства и реконструкции дорожных объектов, улучшения транспортного обслуживания, развития сферы жилищно-коммунального хозяйства. Все это направлено на решение главной задачи, которую перед органами власти поставило руководство страны и губернатор Волгоградской области, – создание комфортных условий жизни и рост благосостояния наших граждан», – отметил в завершение председатель комитета Волгоградской областной Думы по бюджетной и налоговой политике Михаил Струк.
По итогам «парламентского часа» профильным комитетом Волгоградской областной Думы будут подготовлены рекомендации по дальнейшему совершенствованию региональной бюджетной и налоговой политики.