В последнее время очень актуальными стали вопросы граждан – где мои пенсионные накопления и что делать, если смена страховщика произошла без моего согласия?
Так что же делать и куда обращаться в таких случаях?
Важно! Требовать перевода средств пенсионных накоплений в НПФ не имеют права ни работодатель, ни агентства по трудоустройству, ни коммерческие банки при кредитовании.
Сегодня будущим пенсионерам доступно и просто можно контролировать формирование пенсии. Уточнить страховщика по формированию пенсионных накоплений можно дистанционно в «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР www.pfrf.ru. Для входа в Личный кабинет необходимо зарегистрироваться и получить подтвержденную запись в Единой системе на портале государственных услуг gosuslugi.ru.
Также воспользоваться услугами Пенсионного фонда России можно скачав приложение «ПФР Электронные сервисы» на мобильный телефон. Что же могут узнать на электронных сервисах граждане? Итак, в сведениях отражены:
— страховщик, у которого в настоящее время формируются средства пенсионных накоплений;
— информация о сумме средств пенсионных накоплений;
— результаты инвестирования средств пенсионных накоплений (но при условии, что страховщик – Пенсионный фонд России). Если же накопления формируются в негосударственном пенсионном фонде, фактическую сумму средств пенсионных накоплений нужно узнавать именно в этом фонде.
Напомним, что средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями. Они похожи на средства банковского вклада. Но пока гражданин не станет пенсионером, он не сможет воспользоваться пенсионными накоплениями.
К выбору негосударственного пенсионного фонда нужно подходить внимательно. Принимать во внимание опыт, репутацию НПФ и показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений. Полная информация о негосударственных пенсионных фондах размещена на сайте Банка России и на сайтах самих НПФ.
Для перевода средств пенсионных накоплений из одного НПФ в другой или в Пенсионный фонд РФ необходимо не позднее 1 декабря подать заявление о переходе (досрочном переходе) в любом Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности. Также можно провести эту процедуру в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. При подаче заявления застрахованного лица о переходе (заявления застрахованного лица о досрочном переходе) в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Заявление о переходе рассматривается до 1 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи заявления. А сам перевод средств выбранному страховщику осуществляется до 31 марта года рассмотрения заявления.
Заявление о досрочном переходе рассматривается до 1 марта года, следующего за годом подачи заявления. Перевод средств – до 31 марта года, следующего за годом подачи заявления.
Смена страховщика чаще одного раза в пять лет может повлечь потерю инвестиционного дохода, а в случае отрицательного результата инвестирования – уменьшение средств пенсионных накоплений на сумму инвестиционного убытка.
При подаче заявления о досрочном переходе гражданин письменно уведомляется об условиях досрочного перехода и сумме потерянного инвестиционного дохода
Также обязательным условием для перехода из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ кроме заявления о переходе (досрочном переходе) является наличие договора об обязательном пенсионном страховании с новым НПФ.
Если Вы узнали о смене страховщика в системе ОПС без Вашего волеизъявления, то Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд для признания договора недействительным, в органы МВД России, в прокуратуру, в Банк России с жалобой на незаконные действия негосударственного пенсионного фонда. Кроме того, на все возникающие вопросы, касающиеся пенсионного законодательства, вы всегда можете получить ответы специалистов Пенсионного Фонда по телефону 96-09-09.