1

Изменение порядка привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности

С 06.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части изменения порядка привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Поправки направлены на смягчение и снижение финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности при выявлении в их действиях (бездействии) административных правонарушений.

В частности, статья 2.1 КоАП РФ дополнена частями 4 и 5, определяющими условия, при которых исключается одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица, а также его должностного лица или работника за совершение административного правонарушения.

Так, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм (ч.4 ст.2.1 КоАП РФ).

Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с п.3 или 5 ч.1 ст.3.5 КоАП РФ, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности (ч.5 ст.2.1 КоАП РФ).   

Особое внимание заслуживают изменения, внесенные в ч.3 ст.3.4 КоАП РФ, согласно которым с 06.04.2022 для органа контроля (надзора) установлена обязанность, а не право, как было ранее, по замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, в случаях, предусмотренных ст.4.1.1 КоАП РФ, для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников.

С указанной выше даты Кодекс также дополнен статьей 4.1.2, устанавливающей дополнительные льготы для малых и микропредприятий.

Так, размер административного штрафа для указанных хозяйствующих субъектов определяется исходя из предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) административного штрафа для индивидуального предпринимателя. При этом, если санкция соответствующей статьи (части статьи) не предусматривает такого штрафа для индивидуального предпринимателя, то административный штраф назначается в размере от половины минимального до половины максимального размеров (величины) административного штрафа, предусмотренного для юридического лица, если он имеет фиксированный размер.

Однако размер административного штрафа для малых и микропредприятий не может быть меньше минимального размера (величины) административного штрафа, назначаемого за соответствующее правонарушение, для должностного лица.

Указанные послабления не распространяются на индивидуальных предпринимателей, совершивших административные правонарушения, за которые соответствующей статьей (частью статьи) они несут административную ответственность как юридические лица (ч.4 ст.4.1.2 КоАП РФ).

Особое внимание необходимо обратить на изменившийся порядок, установленный ст.4.4 КоАП РФ, назначения наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, которые рассматриваются одним должностным лицом (уполномоченным органом или судом).

Так, введенным в действие пунктом 3 ч.3 ст.4.4 КоАП РФ, предусмотрено, что при назначении наказания в вышеуказанной ситуации приоритетной является санкция статьи (части статьи), которой не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа.

Важным изменением стало введение в действие частей 5 и 6 ст.4.4 КоАП РФ, которыми урегулирован порядок назначения административных наказаний при выявлении в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия нескольких правонарушений.

Так, в силу ч.5 указанной статьи, в случае выявления нескольких административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи), административное наказание назначается как за совершение одного административного правонарушения.

Если же в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия выявлены административные правонарушения, которые охватываются несколькими статьями (частями статей), то применяется порядок назначения наказания, установленный ч.2-4 ст.4.4 КоАП РФ.

Кроме того, постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 24.03.2022 № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены ограничения при поведении контрольными (надзорными) органами  проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий.

Для снижения административной нагрузки на бизнес органам контроля необходимо отдавать приоритет профилактическим мероприятиям, перечисленным в ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при невозможности их проведения – мероприятиям, осуществляемым без взаимодействия с контролируемым лицом (ч. 3 ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ), либо дистанционным способом (за исключением видов контроля указанных в законе).

 

Старший помощник прокурора Городищенского района Волгоградской области Москаленко Л.В.